Мы все привыкли к милым новогодним традициям: ярким игрушкам на елке, милому старику, с мешком подарков, песенкам про елочку… Но мало кто догадывается, что вся эта сказочная и волшебная мишура имеет совсем другие, кровавые, корни…
Начнем с елки. У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв — внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки — тряпочными и бумажными гирляндами. И мы до сих пор, не задумываясь, продолжаем эту традицию.
Что касается доброго дедушки Мороза и его западного аналога Санта Клауса, то они произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги. Он тоже ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы. Для того чтобы оградить поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза.
Впрочем, есть и другая версия появления доброго старикана с мешком. С родиной его все более или менее понятно — Лапландия. А вот название дед Мороз или Санта-Клаус, пришли уже значительно позже. Одно из первых названий — Йоулупукки (фин. Joulupukki), что в переводе с языка суоми означает «рождественский козёл».
Вплоть до начала XX века его изображали злобным существом в козлиной шкуре с рогами, которое приходит в дом исключительно для того, чтобы потребовать выпивки с хозяев и напугать детей. Непослушных ребятишек он живьём варил в котле, а благородных оленей использовал в качестве основного провианта на зиму.
В XX веке изначальный языческий обычай постепенно «христианизировался». И на смену Йоулупукки пришел христианский святой Николай Мирликийский , согласно христианским мифам, он отличался своей благотворительностью, в частности, помощью бедным людям в виде тайных подарков. Первоначально именно от его имени в Европе дарились подарки детям, в день почитания святого по церковному календарю — 6 декабря.
Но в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай стал сильно не удобен и был заменен на Санта-Клауса (Санта — «святой», Клаус — «Николай») этакую смесь лапландского Йоулупукки и христианского Николая , а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период Контрреформации в Европе персонаж Святого Николая снова стал дарить детям подарки, однако это стало происходить в конце декабря на Рождество.
В связи с этим, сам образ Йоулупукки стал гуманнее и превратился в рекламного персонажа «Кока-Колы» в красно-белом кофтане. Рогатого злодея из Лапландии навсегда сменил «охохокающий» старик с мешком подарков. Но, судя по сохранившимся иллюстрациям, древний прототип Санты был куда колоритнее…