Крушение на станции Минино

Крушение на станции МининоКрушение на станции Минино — это одна из самых малоизвестных железнодорожных катастроф времен СССР. Даже сейчас, спустя 57 лет, об этой трагедии мало кто знает. О событиях того страшного июньского утра напоминает лишь  заросшая братская могила, с проржавевшими от времени табличками, да воспоминания старожилов тех мест.

Ранним утром 2 июня 1959 года  на станцию Минино прибыл пассажирский поезд Красноярск—Абакан. Одновременно с ними,  на соседний встречный путь, прибыл грузовой поезд, перевозящий нефтепродукты (наливной).  Оба состава останавливались по одной причине — выходные светофоры горели красным огнем, хотя у пассажирского по графику скрещение было только в Снежнице т.е. он должен был проследовать Минино вообще без остановки.  А вот входной светофор станции горел зеленым огнем,  на который и ориентировался машинист следовавшего за наливным грузового состава. Когда его он увидел стоящие перед ним цистерны было уже поздно — экстренное торможение немного смягчило удар, но в целом ничего изменить не смогло.

2 июня 1959От страшного удара огромные цистерны, словно кегли, полетели друг на друга, образуя огромную кучу искореженного металла, из которого смертоносным потоком хлынули нефтепродукты. Стоящий рядом Абаканский поезд буквально накрыло огненной рекой.  Вот, что вспоминают  очевидцы тех событий:

Это было, утром очень рано. От нас было видно пожар. Я жила недалеко отсюда, чуть выше. Пожар, дым оттуда. Мы держали тогда корову, выгоняли стадо в три часа. Прогнала я корову в стадо и туда галопом. Прихожу, а там оцепления еще не было, можно было посмотреть. Бензин льется, керосин льется, нефть горит…

Всё, что смог сделать машинист пассажирского поезда — отцепить два горящих вагона и оттащить основной состав на безопасное расстояние. По злой иронии судьбы, именно в этих двух вагонах с краевого слета  в Красноярске ехали 56 хакасских пионеров. Шансов выжить у них не было…

Бежать им некуда было…В этом месте пути в выемке, среди холмов, с одной стороны горят вагоны, а с другой – насыпь. Некуда им бежать. Несколько человек только спаслись.

Когда я туда прибежала, там убирали трупы. Люди были такие обгорелые…, их на плащ-палатки складывали, а потом в грузовики…Работали в масках. Это было до пяти часов, потом не пускали никого…

Монумент в МининоРодителям не дали похоронить своих детей в Хакасии. Под покровом ночи их погребли в братской могиле на месте гибели на кладбище станции Минино. С родителей взяли подписку о неразглашении причин гибели их детей, а с очевидцев трагедии о неразглашении информации о катастрофе.

Ночью это было. Привезли 56 гробов, а сколько в каждом гробу было людей? Неизвестно… На кладбище не пускали сначала никого… Врачи, скорая приехала, мы все-таки пробрались… Как там все плакали… Жуть…

Машинист грузового поезда, со страшными ожогами, был доставлен в больницу. К сожалению, спасти его не удалось. Говорят, до последних минут своей жизни он повторял, что ехал на зеленый. Так что произошло тем страшным утром  со светофорами? Однозначного ответа нет до сих пор, есть только  версии.

Первая. Недалеко от станции расчищали место под ЛЭП, корчевали деревья.  Одно дерево качалось и задевало воздушные провода сигнализации,  поэтому светофоры показывали неправильные сигналы.  Местные говорят, что бульдозеристу, который там работал,  потом был выговор и увольнение.

Вторая. Ряд специалистов в области железнодорожного транспорта придерживается другой версии.  До 1959 года применялись  сегментные светофоры. Такой прибор  представлял из себя, одну лампу и одну линзу между которыми был расположен сегмент. Который, в свою очередь,  состоял из трех секций желтой зеленой и красной (ЖЗК). По некоторым данным,  день катастрофы в светофор попала молния и заклинила сегмент, он остался в зеленом положении. Однако, это не объясняет почему выходные светофоры станции горели красным огнем.

Хакаские пионерыТретья. Диверсия. Сторонники этой версии обращают внимание на то, что слишком уже много совпадений в этой истории. Не просто не сработал один светофор, вся светофорная сигнализация станции работала неправильно, и не просто неправильно, а именно так, что катастрофа оказалась неизбежна. Несомненно, органы госбезопасности  занимались этим вопросом, но их выводов невозможно найти ни в одном открытом источнике до сих пор. Один только этот факт наводит на определенные размышления.

Сейчас о той страшной трагедии напоминает только почти заросшая братская могила, со скромным монументом с пятиконечной звездой посредине.  В советские годы за ним следила местная школа, сейчас всё это заброшено.

На месте крушения потом распахивали землю, сеяли траву, а то там не росло ничего. Так находили детские вещи. Да, забыла, рельсы были изгибами, вот какая жара была. Шпалы полностью выгорели, дотла почти…»

 По не официальным данным при крушении на станции Минино погибло 65 человек. Официальных данных просто нет…

Запись опубликована в рубрике Человеческий фактор с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.