Страшная тайна детских портретов

Эта странная история началась на Среднем Урале на заре 90-х годов. История простая, но одновременно и крайне загадочная.  Что это было? Происки доморощенных сектантов, или массовая истерия эпохи Чумака и Кашпировского? Впрочем, обо всём по порядку.

Началось всё с того, что по детским учреждениям Екатеринбурга и Свердловской области  стали ходить незнакомые люди, представлявшиеся  фотографами. Они предлагали сделать художественные снимки детей за довольно низкую цену. Напомним, начало 90-х, в регионе, который всю жизнь был опорным краем уже несуществующей  державы хаос и распад. Зарплату не платят месяцами, накормить ребенка проблема, не говоря уже про фотоискусство.

И тут… В буквальном смысле халява, портрет любимого чада за сущие копейки.   Родители, конечно же,  соглашались. Мало кто тогда обратил внимание на некоторые странности. Например, несколько раз фотографы вообще не приходили за условленной платой. Однажды воспитательница детского сада потребовала у одного из мужчин показать документы. Он быстро ушёл за паспортом и … пропал!

Надо сказать, что качество портретов было отвратительным. Хлипкие рамки, задник из картона, не естественные цвета на фото — халтура, одним словом. Но магическое слово «недорого» очень хорошо сглаживало эти недостатки. Темпы работы фотографов-альтруистов просто поражали, дело было поставлено на широкую ногу. А потом… Потом случилось странное.

Катаясь на обычном дворовом катке девочка Катя получила травму, возник сепсис, спасти ребенка свердловским врачам не удалось.  После смерти дочери убитая горем мать от отчаянья обратилась к знахарке, чтобы узнать, отчего ребёнка постигла такая участь. Знахарка стала рассказывать что-то про порчу и фотографию. Мол смерть девочки совершенно не случайна. Убитая горем женщина тогда ничего не поняла.

Слова бабушки-знахарки так и остались бы чем-то совершенно непонятным, если бы не странная случайность. Однажды,  со стены сам собой упал фотопортрет, и из-под картонного задника выпало несколько фотокарточек. Подняв с пола кусочки фотографий женщина в ужасе бросила их обратно.  На черно-белых изображениях был фрагмент кладбищенской ограды, а  на одном из снимков виднелась нижняя часть туловища какого-то человека — видимо, покойного.

Заработало сарафанное радио. Свердловчане начали массово вскрывать те самые портреты, сделанные за дешево заезжими фотографами. Почти в каждом находился «довесок»: в виде кусочков фотографий могил, крестов, гробов, памятников и различных частей тела покойников, а также пучков сухой травы. Внутри портретов иногда попадались зловещие надписи, вроде : «Как сохнет трава, так сохни дитя» или буква «С» по-латыни, что означала «Сатана».

К тому времени, когда эта история стала достоянием общественности, народная молва утверждала, что  уже произошло несколько смертей, связанных с портретами, а некоторые дети тяжело заболели. Заболевание охватывало ту часть тела, которая изображена на снимке-вложении. Например, если там изображалась половина лица, то на этой половине у ребёнка начинались проблемы со зрением, возникал гайморит или отит. Подтвердить (как и опровергнуть) эту информацию было невозможно. Но фотографии гробов и могильных крестов в детских портретах — это факт, с которым спорить было нельзя. В простые совпадения при таком размахе жителям особо не верилось.

Слухи о странных детских портретах дошли и до местных журналистов, команды Иннокентия  Шеремета (ТАУ), делавших в то время очень своеобразную новостную передачу «Девять с половиной». Серия сюжетов в ТАУ вскрыла просто ошеломляющую статистику — практически в каждом детском портрете, сделанном за последние, минимум, 5 лет,  были те самые кусочки фотографий странной тематики: гробы, кресты, кладбищенские ограды, странные дети (с физическими или явно видимыми умственными отклонениями), апофеозом стала находка полароидного (напомним, начало 90-х!) снимка мужчины в гробу. Грянул скандал, который, по слухам, дошел даже до тогдашнего губернатора Э.Э. Росселя.

Журналисты стали «копать» и «докопались» до…  муниципального предприятия «Фотопортрет».  Вроде как фотографы-альтруисты, бегавшие по детским садам работали под крышей именно этого предприятия. Руководство мупа от авторства на картонные подделки и не отказывалось — наша работа, а что вложения всякие, так это технический процесс такой! Чтобы металлические «ушки» на заднике не повредили фотографию, под них подкладывают испорченную фотобумагу. Дешево и сердито. Могилы, кресты — ну это чем богаты, больше всего брака именно на таких фотографиях, они и идут на уплотнитель.  А все эти разговоры про умирающих и болеющих детей придумали экстрасенсы, которым кушать хочется.

При всей логичности и простоте в историю с МП «Фотопортрет», который работал дедовскими методами,  вериться с трудом. Во-первых,  размах огромный. Екатеринбург город сам по себе не маленький, а портреты «с начинкой» находили практически по всей области ( а это, на секундочку, 3/2 Бельгии по площади). Охватить такой объем силами одного МП просто нереально. Во-вторых, схожесть тематики фото как-то убивает веру в случайное совпадение. Трудно поверить, что в десятках фотоателье по всей Свердловской области для технического материла при изготовлении портретов не нашлось ничего кроме  исключительно мрачных картинок, преимущественно кладбищенской тематики.  В-третьих, пучки травы и странные надписи к технологическому процессу привязать точно не получиться.

Эта история закончилась столь же тихо, сколь бурно начиналась. Кто были те странные фотографы, что работали не за деньги, а за идею? Что значили все эти странные вложения? Спустя почти четверть века ответов нет, и вряд ли они будут.  Версий много — от происков сатанистов и пиар-акции одного местного экстрасенса, до политических игр. В каждой есть свои за и против, но однозначных фактов нет.

p/s В нашей группе в Контакте Вы можете найти раритетное видео тех самых сюжетов из «Девять с половиной».

p/s/s Загляните в свой детский портрет, может быть и он хранит свою мрачную тайну?

Запись опубликована в рубрике Городские легенды с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.